РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава XVIII. Олий Мажлис Республики Узбекистан
Статья 76.
Олий Мажлис Республики Узбекистан является высшим государственным представительным органом и осуществляет законодательную власть.
Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат - Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).
Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан составляет пять лет.
Статья 77.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых в соответствии с законом.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан является региональной представительной палатой и состоит из членов Сената (сенаторов).
Члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Джокорги Кенгаша Республики Каракалпакстан, депутаты представительных органов государственной власти областей, районов и городов избираются тайным голосованием из числа этих депутатов на соответствующих совместных заседаниях представителей Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в равном количестве - шесть человек. Шестнадцать членов Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан - наиболее авторитетные, имеющие большой практический опыт и оказавшие особые заслуги в области науки, искусства, литературы, производства и других отраслях государства и общества. назначаются Президентом Республики Узбекистан из числа граждан. Депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший на день выборов двадцати пяти лет и проживающий на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет. Требования к кандидатам в депутаты определяются законом.
Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Законодательной палаты и членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 78.
К совместным полномочиям Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) принятие Конституции Республики Узбекистан, изменений и дополнений в нее;
2) принятие конституционных законов и законов Республики Узбекистан, изменений и дополнений в них;
3) принятие решения о проведении референдума Республики Узбекистан и установление даты его проведения;
4) определение основных направлений внутренней и внешней политики Республики Узбекистан и принятие государственных стратегических программ;
5) определение системы и полномочий законодательной, исполнительной и судебной власти Республики Узбекистан;
6) утверждение решений о принятии в Республику Узбекистан новых государственных структур и их выходе из состава Республики Узбекистан;
7) регулирование законом таможенных, валютных и кредитных отношений;
8) принятие Государственного бюджета Республики Узбекистан и контроль за его исполнением по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан;
9) введение налогов и других обязательных платежей;
10) регулирование законом административно-территориального устройства Республики Узбекистан, изменение ее границ;
11) образование, упразднение районов, городов, областей, изменение их наименований и границ;
12) учреждение государственных наград и званий;
13) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления;
14) образование Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан;
15) рассмотрение и утверждение кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан, а также заслушивание и обсуждение докладов Премьер-министра по актуальным вопросам социально-экономического развития страны;
16) избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и его заместителя;
17) рассмотрение отчета Счетной палаты Республики Узбекистан;
18) утверждение указа Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны в случае нападения на Республику Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств, заключенных по взаимной обороне от агрессии;
19) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о всеобщей или частичной мобилизации, введении чрезвычайного положения, продлении или прекращении его действия;
20) ратификация и денонсация международных договоров;
21) осуществление парламентского контроля и иных полномочий, предусмотренных настоящей Конституцией.
Как правило,вопросы, относящиеся к совместному ведению палат, сначала рассматриваются Законодателем Олий Мажлиса Республики Узбекистан в Палате представителей, а затем в Сенате.
Статья 79.
К абсолютным полномочиям Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) избрание Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
2) решение вопросов о лишении депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан права неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;
3) принятие решений по вопросам, связанным с организацией ее деятельности и внутренним регламентом палаты;
4) принятие решений по тем или иным вопросам в сфере политической, социально-экономической жизни, а также по вопросам внутренней и внешней политики государства.
Статья 80.
Абсолютные полномочия Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) избрание Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
2) избрание Конституционного суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
3) избрание Верховного суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
4) избрание Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы;
6) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности Генерального прокурора Республики Узбекистан и Председателя Счетной палаты;
7) утверждение указов Президента Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Службы национальной безопасности Республики Узбекистан;
8) назначение дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах и освобождение их от должности по представлению Президента Республики Узбекистан;
9) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Правления Центрального банка Республики Узбекистан по представлению Президента Республики Узбекистан;
10) принятие документов об амнистии по представлению Президента Республики Узбекистан;
11) решение вопросов о лишении члена Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан права неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;
12) заслушивание отчетов Генерального прокурора Республики Узбекистан, председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, председателя Правления Центрального банка Республики Узбекистан;
13) принятие решений по вопросам, связанным с организацией ее деятельности и внутренним регламентом палаты;
14) включает принятие решений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства.
Статья 81.
После истечения срока полномочий Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан продолжают свою деятельность до начала работы нового созыва Законодательной палаты и Сената.
Первые заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан созываются Центральной избирательной комиссией не позднее двух месяцев после выборов в Законодательную палату и не позднее одного месяца после формирования состава Сената.
Заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся в период сессий. Сессии, как правило, проводятся с первого рабочего дня сентября по последний рабочий день июня следующего года.
Заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год.
Заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан считаются правомочными, если в их работе участвует не менее половины от общего числа депутатов и сенаторов.
В принятии конституционных законов должно участвовать не менее двух третей от общего числа депутатов и сенаторов.
На заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, а также на заседаниях их органов Президент Республики Узбекистан, Премьер-министр, члены Кабинета Министров, председатели Конституционного суда республики, Верховного суда, Верховного судаХозяйственный суд, Генеральный прокурор, Центральный банк. Председатель коллегии может участвовать. Председатель Сената может участвовать в заседаниях Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его органов, а Спикер Законодательной палаты в заседаниях Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его органов.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан раздельно проведут заседание.
Совместные заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, когда Президент Республики Узбекистан приносит присягу, когда Президент Республики Узбекистан выступает с речью по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны, внутренней и внешней политики, выступают руководители иностранных государств. По соглашению палат могут проводиться совместные заседания по иным вопросам.
Статья 82.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимают решения по вопросам, отнесенным к их ведению.
Решения Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 83.
Право законодательной инициативы предоставляется Президенту Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан через высший представительный орган государственной власти, депутатам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету Министров Республики Узбекистан, Конституционному суду Республики Узбекистан, Верховному суду, Высшему хозяйственному суду и Генеральному прокурору, а также реализуется субъектами права законодательной инициативы путем внесения законопроекта в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 84.
Закон вступает в силу после его принятия Законодательной палатой, одобрения Сенатом, подписания Президентом Республики Узбекистан и опубликования в официальных изданиях в соответствии с законом.
Закон, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан не позднее десяти дней после его принятия.
Закон, одобренный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, в течение десяти дней направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
Закон подписывается и обнародуется Президентом Республики Узбекистан в течение тридцати дней.
Закон, отклоненный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, возвращается в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Если при доработке закона, отклоненного Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, закон считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и подписанным. и направлен Законодательной палатой Президенту Республики Узбекистан для опубликования.
Законодательная палата и Сенат могут создать согласительную комиссию на основе равенства между депутатами Законодательной палаты и членами Сената для разрешения разногласий, возникших по закону, отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан. При принятии палатами предложений согласительной комиссии закон рассматривается в обычном порядке.
Президент Республики Узбекистан вправе вернуть закон со своими возражениями в Олий Мажлис Республики Узбекистан.
В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан закон подписывается Президентом Республики Узбекистан и в течение суток должен быть подписан и опубликован.
Опубликование законов и других нормативных правовых актов в печати является обязательным условием их применения.
Статья 85.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Спикера Законодательной палаты и его заместителей.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются на срок полномочий Законодательной палаты большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть отозванпо решению Законодательной палаты, принятому более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты тайным голосованием.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Законодательной палаты, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на обсуждение Законодательной палаты;
3) координирует деятельность комитетов и комиссий Законодательной палаты;
4) осуществляет контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и решений Законодательной палаты;
5) в целях осуществления межпарламентских связей и международного парламентского взаимодействия курирует деятельность групп Законодательной палаты по работе организаций;
6) представляет Законодательную палату в отношениях с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, другими государственными органами, зарубежными странами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Законодательной палаты;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и нормативно-правовыми актами.
Спикер Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.
Статья 86.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из своего состава Председателя Сената и его заместителей. Председатель Сената избирается по представлению Президента Республики Узбекистан.
Один из заместителей Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан будет представлять Республику Каракалпакстан.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан и его заместители избираются на срок полномочий Сената большинством голосов от общего числа сенаторов путем тайного голосования.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть отозван досрочно в соответствии с решениями Сената, принятыми более чем двумя третями голосов от общего числа сенаторов путем тайного голосования.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан:
1) созывает заседания Сената, председательствует на них;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Сенатом;
3) координирует деятельность комитетов и комиссий Сената;
4) осуществляет контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и решений Сената;
5) руководит осуществлением межпарламентских связей и деятельностью групп Сената по работе в международных парламентских организациях;
6) представляет Сенат в отношениях с Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан, другими государственными органами, зарубежными странами, международными и иными организациями;
7) подписывает постановления Сената;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и нормативно-правовыми актами.
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан издает распоряжения.
Статья 87.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан осуществляет подготовку проектов законов, предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, выносимых на рассмотрение Законодательной палаты, контроль за исполнением законов Республики Узбекистан и решений Законодательной палаты. Законодательная палата избирает из числа своих депутатов комитеты.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан избирает из числа сенаторов комитеты на срок их полномочий для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, выносимых на рассмотрение Сената, контроля за исполнением законов Республики Узбекистан и решений, принятых Сенатом.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в случае необходимости образуют комиссии из числа депутатов и сенаторов для выполнения отдельных задач.
Статья 88.
Депутатам Законодательной палаты и членам Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан возмещаются расходы, связанные с их парламентской или сенаторской деятельностью.
Депутаты Законодательной палаты и члены Сената, работающие в Сенате на постоянной основе, в период исполнения своих полномочий не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной и педагогической.
Депутат Законодательной палаты и член Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан пользуются правом неприкосновенности. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны, заключены под стражу, подвергнуты судебно-административным санкциям без согласия соответственно Законодательного собрания или Сената.
Глава XIX. Президент Республики Узбекистан
Статья 89.
Президент Республики Узбекистан является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов.
Статья 90.
Гражданин Президентом Республики Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет до прямых выборов. Одно и то же лицо не может быть Президентом Республики Узбекистан более двух сроков подряд.
Президент Республики Узбекистан избирается гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Порядок избрания президента определяется законом Республики Узбекистан.
Статья 91.
Занимающие в период исполнения Президентом своих полномочий иные оплачиваемые должности представительного органа не могут быть депутатами, заниматься предпринимательской деятельностью.
Личность Президента неприкосновенна и охраняется законом.
Статья 92.
Президент считается вступившим в должность с момента принесения на заседании Олий Мажлиса Республики Узбекистан следующей присяги:
«Торжественно клянусь верно служить народу Узбекистана, неукоснительно соблюдать Конституцию и законы республики, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно исполнять возложенные на Президента Республики Узбекистан обязанности».
Статья 93.
Президент Республики Узбекистан:
1) является гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан;
2) принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Узбекистан, реализации решений по вопросам национально-государственного устройства;
3) выступает от имени Республики Узбекистан во внутренних и международных отношениях;
4) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения Республики Узбекистан, обеспечивает соблюдение заключенных Республикой договоров, соглашений и принятых ею обязательств;
5) принимает в своем присутствии верительные грамоты и приглашения аккредитованных дипломатических и иных представителей;
6) вносит в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры для назначения дипломатических и иных представителей Республики Узбекистан в иностранных государствах;
7) имеет право обращаться в Олий Мажлис Республики Узбекистан по важнейшим вопросам реализации внутренней и внешней политики страны;
8) обеспечивает совместную деятельность высших органов власти и управления республики; по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан образует и упраздняет министерства, государственные комитеты и иные органы государственного управления, а затем вносит постановления по этим вопросам на утверждение палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
9) вносит в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру для избрания на должность Председателя Сената;
10) вносит на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуру Премьер-министра Республики Узбекистан, а при его отставке, когда вотум недоверия Премьер-министру принят палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, или в соответствии с законом освобождает его от должности в других предусмотренных случаях;
11) утверждает и освобождает от должности членов Кабинета Министров Республики Узбекистан по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан;
12) назначает и освобождает от должности Главного прокурора Республики Узбекистан и Председателя Счетной палаты, а затем вносит эти вопросы на утверждение Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан;
13) Председатель и судьи Конституционного суда Республики Узбекистан, Председатель и судьи Верховного суда, Председатель и судьи Высшего хозяйственного суда, Председатель правления Центрального банка Республики Узбекистан, Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы представляет Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан кандидатуры на должность председателя;
14) назначает и освобождает от должности судей областных, межрайонных, районных, городских, военных и хозяйственных судов;
15) назначает и освобождает от должности хокимов областей и города Ташкента в соответствии с законом по представлению Премьер-министра Республики Узбекистан. Президент имеет право освобождать от должности хокимов районов и городов, нарушивших Конституцию, законы или совершивших действия, порочащие их честь и достоинство;
16) приостанавливает и отменяет документы, принятые республиканскими органами государственного управления и хокимами, в случаях, если они не соответствуют нормам правовых актов; имеет право председательствовать на заседаниях Кабинета Министров